Как сделать окно в окне в delphi

Как сделать окно в окне в delphi
Как сделать окно в окне в delphi
Как сделать окно в окне в delphi

По умолчанию на рабочем столе Delphi располагаются помимо главного окна еще три окна: Object inspector (Инспектор объектов), Project Manager (Менеджер проектов) и Tool Palette (Палитра компонентов). Эти окна являются "плавающими", т.е. их можно отделить от того места, где они находятся, и разместить в любом другом месте. Для этого нужно навести курсор мыши на панель заголовка окна, нажать левую кнопку мыши и перетащить окно в нужное место. Появляющаяся рамка будет указывать новое расположение окна. На панели заголовка также находятся кнопки закрытия окна с изображением крестика и кнопка свертывания окна с изображением канцелярской кнопки. Если щелкнуть на кнопке свертывания, то окно исчезнет с экрана и от него останется только корешок на краю рабочего стола. Если навести на этот корешок курсор мыши, то окно развернется и можно будет выбрать необходимый элемент окна. Если убрать курсор с окна, то окно опять свернется. Если еще раз щелкнуть на пиктограмме канцелярской кнопки, то окно вернется на свое место. Это очень удобно, когда необходимо иметь как можно больше рабочего пространства. Окна рабочего стола рассмотрим далее, а сейчас остановимся на главном окне.

Главное окно

Это окно ограничивает пространство, в котором происходит разработка проекта, создается графический интерфейс пользователя и находится рабочий код программы. В главное окно помещаются страницы с модулями, которые обычно состоят из двух вкладок - Code и Design. Вкладка Design содержит графическое изображение создаваемой формы.

Форма

В форме размешают все компоненты, которые и будут составлять внутреннее содержание выполняемой программы. В форме можно размещать стандартные компоненты из библиотеки VCL, которая входит в поставку Delphi, или использовать компоненты собственной разработки. Все эти компоненты приведены в окне Tool Palette. Форма, собственно, и является тем пользовательским интерфейсом, который будет отображаться на экране во время выполнения приложения. Форму можно ассоциировать с создаваемым окном, которое по умолчанию называется Forml, и ее можно редактировать в процессе разработки, т.е. изменять размер, цвет, размешать на ней компоненты и удалять их из формы и т.д. Для внесения всех этих изменений существует связанное с формой окно Object Inspector (Инспектор объектов), но об этом поговорим подробнее после знакомства с классами. Пример окна с пустой формой н связанный с ней инспектор объектов показаны на рис. 1.4. Если окна формы не видно

Окна рабочего стола

Рис, 1.4. Окно с формой и окно инспектора объектов на экране или вы хотите работать с другой формой, выберите команду главного меню View^Forms (Просмотри Формы) или нажмите клавиши <Shift+F12> либо щелкните на пиктограмме View Form на панели View, что будет удобнее всего. В окне View Form (Просмотр форм) выделите нужную форму и щелкните на кнопке ОК. Если в окне View Form нет ни одной формы, значит в текущем проекте форм нет. В этом случае при необходимости можно добавить в проект новую форму, выбрав команду главного меню File^New^VCL Form (Файл^>Новая1 VCL-форма ).

В среде отладки Delphi используется объектно-ориентированный язык Delphi, представляющий собой расширение стандартного Pascal. Все используемые в Delphi компоненты являются объектами. С каждым объектом ассоциирован набор его свойств. Например, форма является объектом с такими свойствами (Properties), как Name (Имя), Caption (Заголовок), Height (Высота), Width (Ширина), Color (Цвет) и множеством других свойств, большинство из которых отражены в окне инспектора объектов. При создании новой формы Delphi автоматически присваивает каждому свойству значение по умолчанию. При разработке программы свойства компонентов можно изменять с помощью диалогового окна Object Inspector. Для этого нужно всего лишь щелкнуть на нужном свойстве кнопкой мыши и заменить его текущее значение. На рис. 1.5 показан вид окна Object Inspector для формы Forml. Если окна инспектора объектов на экране не видно, то для его отображения выберите команду View^Object Inspector или нажмите клавишу <F11>.

Рис. 1.5. Окно Object Inspector

Класс - это законченный фрагмент программы, в котором объединены поля, определяющие состояние объекта, и методы, определяющие функциональные возможности объекта. Объекты - это экземпляры класса. Образно говоря, класс является шаблоном, или прототипом объекта. На основе одного класса можно создавать сколь угодно много объектов.

Окна рабочего стола

Свойства - это управляющие структуры, с помощью которых происходит доступ к полям объекта. Таким образом, изменять состояние объекта можно с помощью свойств.

Редактор кода

Редактор кода представляет собой полнофункциональный текстовый редактор, с омощью которого можно просматривать и редактировать исходный код программы. Кроме того, редактор кода содержит многочисленные средства, облегчающие создание исходного кода на языке Delphi. И хотя редактировать исходный код можно в любом текстовом редакторе, делать это в редакторе кода значительно удобнее, так как встроенные возможности облегчают написание кода, а многочисленные подсказки помогают избежать ошибок. В главном окне каждый модуль отображается на отдельной странице, где на соответствующей вкладке находится редактор кода. Чтобы открыть модуль, выберите команду View1Units... (Просмотр^Модули...) или нажмите клавиши

<Ctrl+F12>, а удобнее всего просто шелкнуть на пиктограмме модуля, расположенной на панели View. Затем в окне View Unit (Просмотр модуля) выделите имя нужного модуля и щелкните на кнопке ОК. На рис. 1,6 показана вкладка с редактором кодов.

Окна рабочего стола

Рис. 1.6. Редактор кода и исследователь кода

Совместно с редактором кода удобно использовать окно Exploring, которое можно открыть с помощью команды главного меню View^Code Explorer (Просмотри Исследователь кода). С помощью исследователя кода программист может легко просматривать файлы модулей. На древовидной диаграмме исследователя кода показаны все типы, классы, свойства, методы, глобальные переменные и глобальные процедуры, определенные в модуле, с которым происходит работа. В исследователе кода перечислены также все модули, подключенные к текущему модулю.

Почти все окна, отображаемые на экране во время проектирования, являются стыкуемыми. Для состыковки двух окон необходимо поместить курсор мыши на заголовок окна и при нажатой кнопке мыши переместить его в другое окно. Появляющаяся рамка покажет новое расположение окна. Для расстыковки окон нужно проделать обратную операцию. Удобство состоит в том, что можно объединить несколько окон в одну группу и в дальнейшем обращаться с ней, как с единым окном.

По умолчанию с окном редактора кода состыковано окно сообщений. Оно появляется автоматически, если в процессе компиляции программы были сгенерированы сообщения об ошибках или предупреждающие сообщения. Это можно легко проверить, если в стандартный код проекта по умолчанию внести какую-либо ошибку. Например, если в разделе var исправить Fornvl на Form2, то после компиляции, для чего необходимо нажать клавиши <Ctrl+F9>, появится окно сообщений с информацией об ошибке, а в окне редактора кодов будет подсвечена та строка, где произошла ошибка. Для отображения окна сообщений можно также щелкнуть правой кнопкой мыши на поле редактора кода и в контекстном меню выбрать пункт Message View (Просмотр сообщений). Если дважды щелкнуть кнопкой мыши на каком-либо сообщении, то в редакторе кола подсвечивается строка кода, породившая сообщение. Щелчок правой кнопкой мыши в окне сообщений активизирует контекстное меню этого окна, с помощью которого можно удалить или сохранить все или отдельные сообщения, а также сделать переход в окно редактора кода на строку с ошибкой. При выборе в главном меню команды Search^Find in Files... (Поиск^Найти в файлах...) в окне сообщений выводятся результаты поиска.

Окно Tool Palette

Палитра компонентов представляет собой окно с перечнем доступных компонентов. В этом окне отображаются все компоненты библиотеки VCL, Компоненты библиотеки организованы в иерархическую структуру. Они служат строительными блоками графического пользовательского интерфейса любого приложения Delphi. Во время выполнения приложения компоненты VCL отображаются на экране как элементы управления - кнопки, флажки, списки, поля ввода и т.д. Элементы управления составляют подмножество компонентов VCL: каждый элемент управления является компонентом, но не каждый компонент является элементом управления.

Элемент управления - это графический элемент, которым размещается в форме, имеет визуальное отображение и способен обрабатывать сообщения операиионной системы Windows, Компонент - это более широкое понятие, которое можно рассматривать как объект, выполняющий определенные функции.

Объекты

Сейчас несколько проясним смысл слова объект. Строго говоря, объект - это экземпляр класса. А класс - это структура, в которой объединены поля (т.е. данные) и методы (процедуры и функции, с помощью которых и реализуется логика работы класса). Можно сказать, что поля определяют состояние объекта, а методы определяют функциональные возможности объекта, созданного на основе этого класса. Основная идея заключается в том, чтобы избежать повторяющегося кода и использовать уже созданные ранее фрагменты кода для выполнения необходимых функций. Поэтому класс можно рассматривать как шаблон, или прототип, на основе которого создаются объекты. В первом приближении объект, созданный на основе какого-либо класса, - это просто место в памяти, где хранятся только данные, связанные с этим объектом, а весь выполняемый код берется из класса. Таким образом, код, который может быть довольно большим, существует в единственном экземпляре. Именно к этому и стремились разработчики идеологии классов. Но основная мощь классов заключается не в этом, ведь нельзя предусмотреть нужные классы на все случаи жизни. Так вот, на основе одного класса можно создавать другие классы, внося только необходимые изменения. Код исходного класса останется неизменным, а созданный на его основе класс добавит только нужные свойства, не дублируя исходного кода. При этом вновь созданный класс будет обладать всеми возможностями исходного класса, или говоря более строго, будет наследовать возможности базового класса. Класс, от которого непосредственно создан производный класс, называют базовым классом, а иногда суперклассом. Но об этом поговорим подробнее, когда обратимся к основам объект но-ориентированного программирования. А пока объект будем рассматривать в более широком смысле этого слова как отдельный элемент программы, который может выполнять определенные задачи и свойства которого можно изменять. Объектом является не только само окно формы, но и все размещаемые в нем компоненты: Button (Кнопка), Label (Надпись), Memo (Область просмотра) и др.

Отображаемое в окне Exploring дерево объектов, так же как и инспектор объектов, необходимо использовать для повышения скорости работы и получения оперативной информации. Щелчок мыши на объекте выделит этот объект в форме, коде и инспекторе объектов.

Инспектор объектов

Вкладки окна Object Inspector автоматически создаются для каждого вновь созданного в форме объекта и являются основным инструментом для настройки объектов. Необходимая вкладка выбирается из списка объектов, находящегося в верхней части окна, по имени объекта. Для этого необходимо щелкнуть на кнопке с изображением небольшой стрелки, указывающей вниз, и в появившемся списке выбрать нужный объект.

После того как необходимый объект выбран, можно не только изменять и настраивать все его свойства, но и создавать обработчики событий для данного объекта, которые будут определенным образом реагировать на такие события, как, например, щелчок кнопки мыши, перемещение мыши или нажатие клавиш клавиатуры.

При этом для каждого объекта в инспекторе объектов существуют две вкладки: Properties (Свойства) и Events (События). Кратко остановимся на некоторых свойствах для такого объекта, как форма. Для того чтобы создать проект по умолчанию, существует несколько способов.

■ Первый способ. Выберите команду меню File^New^VGL Forms Application. Проект по умолчанию с формой и редактором кода будет создан. Это полностью работающее приложение, и результат его работы можно увидеть, если нажать клавишу <F9>.

■ Второй способ. Щелкните на пиктограмме проекта New Items, расположенной на панели Standard (Стандартная), и в появившемся окне выберите пиктограмму VCL Forms Application (VCL-приложение).

■ Третий способ. Выберите команду меню Project^Add New Project... и в появившемся окне выберите пиктограмму VCL Forms Application (VCL-приложение).

Теперь, когда создано рабочее приложение, можно изменять его параметры, что делается с помощью инспектора объектов. Если панель формы скрыта за окном редактора кодов, то переместите ее на передний план, что также можно сделать несколькими способами.

■ Если некоторые элементы формы отображаются на экране, то просто щелкните на них мышью, после чего окно полностью отобразится на экране.

■ На панели View щелкните на пиктограмме Show Designer (Показать эскиз), что приведет к перестановке отображаемых окон. Нажатие клавиши <F12> приводит к такому же эффекту.

■ Выберите команду меню View1^Forms..,, в результате чего появится диалоговое окно View Forms, где можно выбрать нужную форму.

Теперь, когда форма находится на переднем плане, займемся ее редактированием с помощью инспектора объектов. Так как во вновь созданном проекте нет никаких объектов, кроме формы, то именно она и будет отображаться в инспекторе объектов. Выберите вкладку Properties (Свойства) и посмотрите на довольно большой перечень всех свойств. Разумеется, весь перечень не помещается на экране, и для доступа к отдельным свойствам нужно воспользоваться ползунком. Не стоит пугаться такого количества свойств, многие из них интуитивно понятны и они повторяются от объекта к объекту. Поэтому после небольшой практики вы хорошо освоите большинство свойств из этого списка.

Все свойства распределены по группам, в которых они расположены в алфавитном порядке. Остановимся только на некоторых из них, например Caption (Заголовок) из группы Action (Поведение). По умолчанию там будет записано Formi, что и отображается в заголовке окна. Попробуйте изменить это свойство, для чего щелкните на поле, где записано Formi, и введите любое подходящее название, например строку "Мое Окно". Одновременно с набором текста будет меняться название окна формы. Или возьмем, к примеру, два свойства - Height (Высота) и Width (Ширина), которые определяют непосредственные размеры окна. Попробуйте ввести другие значения для них и сразу же увидите изменения на экране. Очень важное свойство Enabled (Доступность). Обычно оно всегда должно быть в состоянии True. Попробуйте изменить его на False и запустите проект на выполнение (клавиша <F9> или пиктограмма Run на панели Debug). Эффект будет заметен, так как вы не сможете обратиться к окну - оно будет заблокировано. Это удобно использовать в программе, когда необходимо на время заблокировать отдельные элементы интерфейса и запретить к ним доступ пользователя. Далее, с помощью свойства Icon (Пиктограмма) можно изменить пиктограмму, которая будет связана с приложением и будет отображаться рядом с заголовком окна. Пиктограмму можно нарисовать самому или скопировать. Для напоминания функций окна можно использовать свойство Hint (Подсказка). В поле для свойства Hint вводится текст, который будет отображаться на экране как подсказка при наведении на созданное окно указателя мыши. Но для того, чтобы это произошло, нужно разрешить тексту отображаться на экране, для чего существует свойство ShowHint (Показать подсказку), которое должно быть установлено в состояние True.

Можно изменять статус окна и вид рамки (свойства BorderStyle и BorderWidth) или цвет окна (Color). Можно изменить вид курсора (Cursor), который появится при наведении курсора мыши на созданное окно.

Обычно все перечисленные свойства присутствуют в любом объекте, и ими чаще всего приходится пользоваться. Остальные свойства рассмотрим, когда еще раз вернемся к проектированию формы.

Как сделать окно в окне в delphi Как сделать окно в окне в delphi Как сделать окно в окне в delphi Как сделать окно в окне в delphi Как сделать окно в окне в delphi Как сделать окно в окне в delphi Как сделать окно в окне в delphi Как сделать окно в окне в delphi Как сделать окно в окне в delphi

Тоже читают:



Как сделать запись приватной

Преобразователь частоты esq схема

Схема подключения контроллера tss

Прикольные поздравления на ден

Поздравление мужчине от мамы